Родительское самообразование и его ресурсы
Родительское самообразование и его ресурсы
Семья

Самообразование родителей и его ресурсы

Самообразование - форма индивидуальной учебной деятельности, мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие значимых качеств его личности. Она является составной частью любой другой формы обучения, а также необходимым условием эффективного функционирования системы внешкольной профессиональной учебы в целом.

Поговорим о самообразовании родителей и выявлении эффективных его ресурсов.

Самообразование у родителей: что это?

Самообразование - тенденция современности и будущего. Но, даже сегодня найти достойный материал, в котором бы полноценно раскрывались все тонкости и «подводные камни» этого процесса, стоит немалых трудов, по причине чего гораздо чаще люди тратят сотни часов и миллиарды импульсов нейронов на то чтобы выработать хоть какую-то систему самостоятельного получения знаний, которая была бы эффективной и давала ощутимый результат.

Самообразование предполагает в свою очередь процесс обучения, в процессе которого человек сам находит интересующего его информацию, изучает его, выбирает главное для себя, тем самым пополняя свои знания. В процессе самообразования происходит более высокая нагрузка на человека так как он сам должен найти информацию, сам изучить, при этом проводя выборочное изучение. На это уходит больше времени, сил и терпения. Занимаясь процессом самообразования, любой человек должен в первую очередь определить, что именно его интересует, а затем искать в ресурсах информацию, выбрать более ему необходимое, запомнить и использовать его по необходимости.

Самообразование - это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности.

Самообразование является неотъемлемой частью жизни и деятельности развивающегося человека. Дело в том, что знания, добытые человеком самостоятельно, навыки, которыми он овладел сам, опыт, который получил посредством своих действий, успехов и ошибок - все это бесценно и интегрируется в его личность - становится частью его натуры. Абсолютно все, чего человек смог добиться сам, намного лучше запечатлевается в его памяти, а также трансформирует его личность и переносит теоретические знания в практическую плоскость.

Для получения знаний любому человеку, нужны определенные мотивации. Человек задается вопросом, для чего ему это надо, пригодиться ли ему это в жизни, сможет ли он получить знания и использовать их в жизни.

Мотивация к самообразованию

Мотивация к самообразованию связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию, с потребностью к самовыражению, она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических потребностей и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу).

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообразования внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Внутренняя мотивация к самообразованию может находиться на низком уровне в силу различных заблуждений. Одно из самых распространенных - заблуждение о том, что с возрастом снижается способность восприятия, что чем старше человек, тем менее он обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Если говорить о родителях, то здесь мы видим, что родители просто перестают саморазвиваться не потому, что не могут, а потому что просто не считают это нужным и это является одной из ошибочных мнений.

Если говорить о самообразовании родителей, то самое важное что хочется отметить это то, что каждый родитель не зависимо от пола, возраста и количества детей должен самообразовываться. Еще некому не мешали лишние знания и умения. Родители вместе и врозь должны искать и находить информацию. Основной особенностью самообразования является отсутствие образовательного учреждения и обучающего человека, абсолютная свобода действий самообучающегося при выборе предмета изучения, источников и методов. То есть человек имеет полную свободу действий, искать информацию он может везде, ресурсами могут быть различные источники, это могут быть тренинги, лекции и прочее.

Типы родительского самообразования

Выделяют два типа самообразования:

  1. систематическое (знания накапливаются имея определенную цель, выстроив алгоритм ее достижения);
  2. ситуативное (полезные знания приобретаются по мере необходимости).

Если говорить о самообразование родителей, то здесь чаще всего встречается ситуативное самообразование. Родители не могут заниматься процессом самообразования в процессе всей жизни, и поэтому по мере необходимости и по мере того, что им нужно они повышают и улучшают свои знания.

Плюсы самообразования

  • время, затрачиваемое на обучение, можно регулировать самостоятельно, ребенок не устает и лучше осваивает материал;
  • отсутствует психологическое напряжение перед проверкой знаний;
  • отсутствуют обычные школьные конфликтные ситуации;
  • есть возможность на более раннем этапе выявить творческие способности ребенка;
  • более адекватная профориентация;
  • появляется возможность в полной мере использовать мультимедийные материалы для получения тех или иных знаний;
  • можно подобрать наиболее подходящие для ребенка методики обучения, комбинируя их в любых пропорциях;
  • не нужно платить обычных школьных «податей», в результате домашнее обучение уже не выглядит дорогим развлечением для богатых;
  • ребенок может банально высыпаться каждый день — это важно для здоровья и работоспособности растущего организма.

Минусы самообразования

  • неорганизованность родителей;
  • неумение пользоваться имеющей информацией;
  • неспособность нахождения необходимых ресурсов и источников;
  • боязнь и опасение родителей самого процесса самообразования;
  • несформированность у родителей чувства ответственности за сам процесс;
  • неумение привлекать детей к использованию полученных знаний, применения их на практике;
  • неправильное использование полученных знаний, тем самым происходит неправильная передача их на практике.

Ошибочным является мнение многих родителей о том, что не надо ничему учиться, какое может быть самообразование у родителей которым уже за 30, или то, что учить и заниматься самообучением не нужно. Многие, особенно те, кто вступают в брак в раннем возрасте, не умеют представления о том, что им предстоит, ведь не имея детей нам легко рассуждать о том, как все просто. Затем после появления детей возникают проблемы у супружеских пар, и проблемы в первую очередь в том, что они не обладают нужной информацией и необходимыми знаниями в воспитании детей. Хотелось бы немного остановиться на самом термине воспитание.

Что такое воспитание?

Воспитание - это:

  • целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
  • диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
  • введение в культуру, развивающее личность.

Самообразование родителей и воспитание ими детей связанны непрерывно. Если говорить об этом более подробно, то связь видна в том, что в процессе самообразования родители получают знания, полученные знания они передают детям и в ходе этой передачи происходит общение и укрепление связи между родителями и детьми.

Хотелось бы отметить, что самообразование никому еще не мешало в своей жизни, а значит и не будет лишней. Можно много говорить о плюсах данного процесса, но она как мы знаем, имеет и свои минусы. Современный мир полон источников и ресурсов о том как и где можно приобрести знания в любой области, но не многие родители умеют их находить и пользоваться ими, не знают что именно им нужно, тем самым просто не занимаются самообразованием а лишь пользуются теми знаниями которые есть у них в наличии. В процессе своей жизни каждый будь то взрослый, родитель или человек, имеющий не одно высшее образование должен заниматься, самообразованием. Кому то это покажется не нужным и может не интересным, так как на это нужно время и терпение, но начав обучение и повышение знаний самостоятельно, вы лишь убедитесь в том, что это интересно, легко.

Услышав слово самообразование многие сразу представляют кучу книг и бесконечные дни проведенные за их изучением, но время не стоит на одном месте, сейчас много можно сделать не тратя силы на поиски необходимой информации. Для более удобного самообразования предоставляются тренинги, изучения курса лекций, много нужной информации можно найти в интернете, так же предоставляются интернет-форумы, создано много семинаров для начинающих, перечислять ресурсы по самообразованию можно еще долго, главное при нахождении информации относиться к этому серьезно и избирательно и, конечно же, желание самого человека, которое так же играет одну из главных ролей в процессе самообразования.


Имея желание, каждый родитель имеет большие возможности. При его наличии перед каждым открываются просторы самообразования, а ему лишь остается правильно их использовать. Получение знаний означает их правильное использование не только в быту, но и в отношении с детьми. Ведь родители чаще всего получают знания для передачи их детям, а так же использования их в отношении с детьми.

Чаще всего трудности возникают у родителей во взаимоотношении с детьми, понимании их по возрасту, проведении их к школе, и так далее.

Становясь родителями многие не понимают, что на их плечи ложится ответственность за своих детей за их настоящее и будущее. Если говорить о самообразовании именно родителей, то прежде всего мы говорим о том, что родители перед детьми несут некую ответственность, за то воспитание которое они им дадут. Родители должны правильно им дать представление о жизни, о том как они должны справляться с разными ситуациями, и часто родители зная как это делать не знают как это объяснить ребенку. И не правильное воспитание лишь ухудшает все.

Рекомендации при воспитании детей

Ниже представлены несколько рекомендаций, которых необходимо придерживаться родителям при воспитании детей.

  1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока еще только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, чтобы не воспитать в нем ненужную неуверенность в себе.
  2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а умел их исправить. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.
  3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.
  4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
  5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
  6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д
  7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом начале. Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!
  8. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем- либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
  9. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье - это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильный и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.
  10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый - правый).
  11. Ограничьте время нахождения Вашего ребенка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождение перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряженного дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребенка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и другое.

Составляющие самообразования и самовоспитания

Составляющими процесса самообразования являются:

  1. изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
  2. посещать тренинги, и участвовать в обмене опытом;
  3. периодически проводить самоанализ полученных знаний;
  4. повышать уровень своей эрудиции.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие повышению процесса самообразования:

  1. систематический просмотр определенных телепередач,
  2. чтение конкретных педагогических периодических изданий,
  3. посещение семинаров, конференций, тренингов,
  4. ведение здорового образа жизни,
  5. занятие спортом, физическими упражнениями.

Самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности. Работа по самовоспитанию начинается с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе жизни, при обнаружении не знания чего либо. Следующим шагом самовоспитания является формирование целей саморазвития. Это очень отечественный шаг в процессе самовоспитания. Для достижения цели необходимо научиться правильно организовать сам процесс самовоспитания, план самообразования и конкретные цели, которые ему необходимо достичь.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:

  1. самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
  2. самоотчет;
  3. самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий);
  4. осмысление собственной деятельности и поведения.

В конце лекции хотелось бы отметить, то, что каждый человек независимо родитель это, молодой, взрослый, должен саморазвиваться не смотря ни на что. Получение новых знаний и навыков еще никому никогда не мешало, а тем более родителям. Многие родители думают, что все знают, из жизни, из примера от родителей, но это не так. Может, что то и знают, но в отношении с детьми возникают множество вопросов, решение которых требует получение новых знаний из различных ресурсов.

Для самообразование родителям необходимо не только потребность, потому что, что - то пошло с детьми не так, а потому что полученные знания можно и нужно передавать детям. Родители должны служить примером для детей, а родитель, который сам нуждаться в примере со стороны не может организовать полноценное воспитание своему ребенку.

Маленьким детям, особенно в возрасте от 3 до 6 лет, свойственно задавать множество вопросов, на ответы которых родителям необходимы знания. Становясь родителями мы должны понимать, то, что это не только обязанность перед ребенком, но и обязанность перед самим собой. Не нужно думать, что если человек закончил школу, имеет высшее образование не нуждается в получении знаний, пока ты жив и имеешь возможность необходимо учиться, новые знания еще никогда никому не мешали. Особенно это касается в отношении с детьми, в их воспитании, в умении их понимать, жить в ногу со временем.

Видео по теме

Самообразование родителей: о чем говорят женщины

Телеканал «НАДЕЖДА».

Один из верных путей к истинному, осознанному родительству — самообразование. К сожалению, этой сложнейшей и наиболее важной науке из всех, нигде не учат.

Все что мы имеем - это наш собственный опыт, вынесенный из наших семей, опыт нашего детства, частично искаженный детским восприятием, частично — взглядом через призму взрослого человека. А если учесть, что этот опыт был не всегда правильным, то получается, что надеяться на собственную родительскую мудрость во всех жизненных ситуациях попросту не приходится.

Источник: материалы http://dondsc9.edusite.ru/DswMedia/lekciidlyaroditeley.pdf