Дети и заботы их родителей

Ребенок начинает заикаться, почему заикается, что делать с заикающимися детьми

Ребенок заикается в 2-3 года, 4-5 лет

Нет-нет, да иногда некоторые молодые родители сталкиваются с тем, что их ребенок начинает заикаться. Малыш, запинаясь, произносит: «Ма-ма-мама, я хочу суп!» Ему, как будто бы, что-то мешает без запинки начать выговаривать фразу. У любой  мамы от этого сердце наполняется тревогой, а вдруг он так и будет дальше заикаться?!

Поэтому сегодня, на повестке дня, мы поговорим о том, почему порою дети начинают заикаться в возрасте от 2-х до 5-ти лет, что делать родителям, куда и к кому обращаться, и какую работу можно провести с заикающимися детьми.


Что это такое – заикание?

Заикание — это проблема с ритмом речи, когда человек точно знает, что хочет сказать, но не может этого легко сделать из-за непроизвольных (неконтролируемых) повторений звуков или остановки речи на каком-то звуке. Если говорить по-научному, то заикание (логоневроз) представляет собой речевой дефект, проявляющийся нарушением темпа, ритма речи и дыхания во время выговаривания слов. Эти нарушения речи развиваются на фоне пережатия различных частей речевого аппарата.

Заикание распространено — около 5% всех детей заикаются в какой-то момент жизни, а примерно у 1% людей заикание сохраняется до глубокой старости. Когда дети становятся взрослее, их организм не так остро реагирует на стресс заиканием, но, тем не менее, такая реакция возможна и во взрослой жизни. О том, кто этим чаще страдает – мужчины или женщины, ответ очевиден: мальчики и мужчины заикаются в три раза чаще, нежели девочки и женщины.

Если Вам когда-либо приходилось сталкиваться с заикающимся человеком, то заметили, что данное расстройство сильно ограничивает его общение с другими людьми.

Наиболее часто заикание наблюдается у детей возрастом от 2-х до 5-ти лет, потому что именно тогда и приходится пик развития их речи.

Почему ребенок начал заикаться?

Наиболее часто встречающаяся причина возникновения заикания – это нарушение правильного взаимодействия между речевым центром и артикуляционными движениями.  Проявляется оно судорогами. Они-то и вызывают речевые отклонения: повторы слогов и отдельных звуков, торможение при произношении и тому подобное. Обобщенно можно сказать, что мыслительная деятельность ребенка опережает развитие двигательного аппарата.

Другие причины вызывающие заикание:

  • Перенесенные в раннем возрасте болезни: корь, коклюш, тиф и заболевания органов речевого аппарата – гортани, носа, глотки.
  • Травма или ушиб головы.
  • Сильное эмоциональное перенапряжение вследствие сильного испуга, переживаний, тревог, страхов или наоборот, положительного всплеска эмоций.
  • Предрасположенность к развитию недуга из-за родовой травмы либо перенесенного матерью в период беременности сильного стресса.
  • Чрезмерная умственная активность: загруженность занятиями в кружках, изучение сразу нескольких языков.
  • Сложная психоэмоциональная обстановка в семье.
  • Неосознанное копирование речи других сверстников.

Интересные факты:

  1. Наследственная предрасположенность. Дети, у которых мать или отец заикаются или заикались, имеют гораздо больше шансов начать заикаться, чем остальные дети. Дети, у которых есть сестра или брат, который заикается, также более склонны к заиканию.
  2. Повреждение ткани головного мозга до, во время или после рождения признано единственным известным «внешним» фактором, который делает заикание более вероятным, но следует признать, что большинство детей, которые заикаются, не имели никаких повреждений головного мозга. К тому же большинство тех, кто имеет в прошлом повреждение головного мозга, не заикаются.
  3. Глухота — это единственный известный фактор, который делает появление заикания у человека менее вероятным.
  4. Заикание встречается у всех народностей мира и на всех языках, а также у всех исторических групп.

Если учесть перечисленные выше факторы (наследственность, повсеместная встречаемость), становится абсолютно ясно, что есть некая физическая причина заикания. Родители не могут стать причиной заикания у детей.

Что происходит, когда кто-то заикается?

  • В организме наблюдается незначительная нейрофизическая (связанная с мозгом/нервами/мышцами) дисфункция (нарушение нормальной работы.
  • Человек испытывает трудности с координацией воздушного потока, артикуляцией и резонансом (артикуляция и резонанс заключаются в скоординированном движении мелких мышц во рту для формирования звуков и контроля их громкости).
  • Человек может говорить более свободно и правильно в определенных ситуациях (возможно, у себя дома) и менее свободно, когда испытывает беспокойство, тревогу или усталость.
  • Состояние стресса, например выступление перед большой аудиторией, может усугубить заикание, которое, в свою очередь, еще больше усилит стресс. Человеку с заиканием иногда очень трудно говорить по телефону.
  • Несмотря на то, что стресс может усугубить заикание, сам по себе стресс не вызывает заикание.

Люди почти никогда не заикаются, когда поют, шепчут, говорят в унисон с другими или не могут слышать свой собственный голос.

Как распознать заикание?

У большинства детей, которые заикаются, проблемы с беглостью речи станут заметны в возрасте 2–5 лет. Однако надо знать, что почти все малыши в какой-то момент своей жизни повторяют какие-то звуки, слова и не могут говорить свободно — это физиологически нормальные проблемы с беглостью речи, которые пройдут сами собой.


Если в семье еще кто-то заикается, возможен вариант сохранения заикания на всю жизнь.

Возможные варианты истинного заикания:

  • повторение части слов, например первой согласной в слове (т-т-т-таблица);
  • удлиненный звук в начале слова (сссссок);
  • молчание перед словами, в словах или после них;
  • «перерыв» почти всегда происходит в начале предложения или ближе к началу.

Ребенок с физиологическими проблемами беглости речи (так называемым «заиканием развития»):

  • часто повторяет целые слова или фразы (Я-Я-Я хочу пойти хочу пойти гулять!);
  • как правило, не повторяет часть слова более чем 1–2 раза;
  • продолжает речь после того, как начал.

Также при этом возможны особые движения и поведение. Например, напряжение мышц губ, челюстей и шеи, тремор губ, челюстей и языка во время попыток говорить, моргание, повороты и наклоны головы.

Что нужно знать о заикании?

  • Дети и взрослые, которые заикаются, точно знают, какое слово или слова они пытаются сказать, то есть заикание происходит не потому, что они безуспешно пытаются найти нужное слово.
  • Заикающиеся, как правило, не имеют проблем со слухом или слушанием.
  • Людям, которые разговаривают с заикающимся, не следует замедлять свою речь.
  • Существует ряд разногласий по поводу того, имеют ли люди, которые заикаются, такой же интеллект или более низкий по сравнению с остальными. Большинство исследований показывает, что никакой интеллектуальной разницы между заикающимися и не имеющими проблем с речью не наблюдается.
  • У некоторых заикающихся детей могут отмечаться проблемы с тонкой моторикой в других группах мышц, в связи с чем их воспринимают как более неуклюжих, чем остальные.
  • Считается, что дети, которые заикаются, имеют проблемы с социальной адаптацией (им сложно найти друзей, чувствовать себя уверенно в коллективе). Но это следствие, а не причина заикания.

Навыки детей, которые заикаются, должны оцениваться индивидуально, а главное — без предубеждения относительно того, что они заведомо «неуклюжи», «менее разумны» или «им не хватает социальных навыков».

Как влияет заикание на повседневную жизнь

Заикание оказывает различное влияние на разных людей.

  • Некоторые дети с легкой формой заикания могут очень расстраиваться из-за своего недостатка, в то время как другие, с более тяжелой формой, огорчаются значительно меньше.
  • Заикание мешает общению человека с того момента, как оно появляется.
  • Дети школьного возраста испытывают неловкость от проявления своего недостатка, когда отвечают на вопросы или читают вслух.
  • Заикающиеся часто стараются вообще избегать каких-либо разговоров, что дополнительно усугубляет их проблемы с речью, когда они все же должны говорить.
  • Заикание может существенно ограничить варианты трудоустройства для взрослых.


Что делать, если ребенок начинает заикаться?

Необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Если ваш трехлетний (3 года) малыш пытается вставлять в слова лишние звуки, ненужные слоги, выговаривает слова, растягивая и повторяя звуки – это нормально для его возраста. Он пробует новые звуки и незнакомые ему слова «на вкус».

Но если такие запинки стали частым явлением и понимать ребенка становится все труднее, тогда стоит сходить на прием к нескольким специалистам: невропатологу, психологу или к логопеду-дефектологу. Советуем не медлить с этим – нормальную речь восстановить будет намного легче, если начать устранение дефектов на ранних этапах.

Если ребенок заикается не более двух месяцев – это начальный этап и лечится он быстрее, нежели закрепившееся заикание.

Обследование

Что включает в себя обследование ребенка:

  • Оценка состояния детей, у которых отсутствует беглая речь, должна быть проведена как можно в более раннем возрасте.
  • «Заикание развития» длится сравнительно короткий период.
  • Обратитесь за советом к педиатру или логопеду немедленно, если у ребенка появилось заикание.
  • Оценка патологии речи необходима, если заикание проявляется в большинстве речевых действий, напряжение при беседе и попытки избежать разговора наблюдаются постоянно, а также если имеются проблемы с речью у других членов семьи.
  • Если родители обеспокоены тем, что ребенок становится тревожным, грустным и замкнутым, а также если заикание прогрессирует, то оценка специалиста необходима срочно.

Некоторые организации рекомендуют для назначения обследования более поздний период — например, через 12 месяцев после того, как заикание началось, или когда ребенку исполнится 5 лет. Тем не менее, большинство специалистов настоятельно подчеркивают, что терапия работает значительно лучше, если начата как можно более раньше.

Часто приходится ждать очень долго, чтобы попасть на прием к специалисту по патологии речи, поэтому запишитесь как можно раньше. Если же проблема исчезнет сама собой, лучше отменить запись (постарайтесь сделать это за неделю или раньше, чтобы кто-то мог записаться вместо вас).

Терапия

  • У некоторых детей заикание исчезает самостоятельно, но выяснить заранее, какие дети смогут обойтись без терапии, не представляется возможным.
  • Раннее начало терапии очень важно для формирования навыков нормальной речи.
  • Ранняя терапия, даже если заикание незначительное, может существенно повлиять на ситуацию, значительно уменьшив продолжительность периода лечения.
  • Существует несколько различных методов лечения заикания — некоторые используют для детей младшего возраста, а другие рекомендуются в основном подросткам и взрослым.

Что могут сделать родители

  • Обеспечьте вашему ребенку консультацию специалиста-логопеда, если подозреваете у него заикание. Такая консультация обязательна, если еще кто-то в семье тоже заикался.
  • Часто для оказания полноценной помощи ребенку, который заикается, родители должны пройти «обучение» у логопеда. Но волноваться по поводу сложности «науки» не стоит: она может просто включать в себя повторение таких слов, как «помедленнее», «расслабься», «попробуй еще раз», «не волнуйся».
  • Слушайте ребенка очень терпеливо и показывайте, что вы готовы слушать и ждать, пока он/она не сможет сказать все то, что хочет. Сохраняйте постоянный зрительный контакт.
  • Не перебивайте и не произносите слова, которые, как вы думаете, ребенок пытался сказать. Вы можете произнести не те слова, и малыш расстроится еще сильнее.
  • Не разговаривайте специально более медленно или с повышенной интонацией — заикающиеся дети хорошо слышат и прекрасно вас понимают.
  • Если вы изо всех сил старались, но не поняли, что хотел произнести ребенок, скажите что-то вроде «извини, я не понял…». Но не притворяйтесь, что поняли, если этого не произошло.
  • Убедитесь, что вашего ребенка не дразнят и не запугивают из-за его недостатка в вашей семье, детском саду или в школе.
  • Спросите вашего логопеда о том, как помочь ребенку лучше говорить в присутствии других людей (например, в классе), а затем поделитесь этими советами с учителем.
  • Если у кого-то из членов вашей семьи есть «хорошие примеры» того, как они победили заикание, попросите их поделиться этим опытом с вашим ребенком. Помните: успешный пример может существенно помочь детям, особенно в трудные моменты. Сделайте так, чтобы ребенок слышал поменьше «плохих» историй о заикании, особенно в раннем возрасте.
  • Старайтесь овладеть максимумом полезной и качественной информации о том, как еще вы можете помочь своему ребенку!

Что делать, если ребенок начал заикаться в 3 года?

Ограничьте речевую активность – пусть ребенок говорит как можно меньше. Организуйте его ежедневный режим с наименьшей необходимостью в разговорах. Отвечайте на его вопросы, но без надобности не задавайте свои.

На время оградите ребенка от просмотра мультфильмов, от походов по гостям, посещения шумных мест с большим скоплением людей. Скорее всего, даже придется на время отказаться от детского сада.

Если ребенок начал заикаться, то ему будут полезны занятия на развитие мелкой моторики:

  • настольные игры,
  • рисование,
  • игры с песком и водой.

Можно также танцевать и петь под медленную музыку. Все эти меры способны успокоить и укрепить нервную систему малыша.

Посещайте занятия с логопедом и не забывайте про визиты к невропатологу. Профессиональная помощь вашему ребенку сейчас нужна как нельзя кстати.

Вы должны стать примером для подражания, поэтому разговаривайте при ребенке плавно и без речевых ошибок. И ни в коем случае не указывайте ребенку на его речевые нарушения – так вы только усугубите ситуацию.

Что делать, если ребенок начал заикаться в 4 года?

Программа раннего развития, которая практикуется на данный момент в дошкольных учреждениях, сильно нагружает и утомляет детей. Как итог, развиваются выраженные нарушения речи. С вашей стороны требуется:

  • Регулярно гулять с ребенком на свежем воздухе.
  • Минимум информационной нагрузки – уберите на время телевизор и другие гаджеты.
  • На время отказаться от посещений детского сада.
  • Следить за режимом дня: вовремя укладывать ребенка спать, не игнорировать дневной сон.
  • Обратиться за помощью к логопеду и невропатологу. Заикание, даже вовремя вылеченное, может вернуться, особенно на фоне новой стрессовой ситуации.

Что делать, если ребенок начал резко заикаться?

Если недуг развился резко и остро, то это может указывать на то, что ребенок перегружен информацией, сильно напуган либо он получил психологическую травму. Если негатив исходит со стороны детского сада, то следует на время отказаться от его посещения либо вовсе перевести ребенка в другое учреждение.

Ко всему прочему стоит добавить, что нелишним будет научить ребенка дыхательным упражнениям для формирования плавной речи без перескоков, а также посетить несколько сеансов расслабляющего массажа.

Видео: Коррекция заикания. Логопедическое занятие с заикающимися детьми

Логопедический центр Светлячок

Ольга Сахаровская – Логопед

Центр коррекционной и семейной психологии

Источники:

  1. https://supermams.ru/rebenok-zaikatsya.htm
  2. http://lib.komarovskiy.net/chto-nuzhno-delat-esli-rebenok-zaikaetsya.html

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.