Психология

Развитие волевых качеств личности

Сразу выделим то, что развитие волевых качеств личности человека, является самым необходимым условием для становления человека действительным ЧЕЛОВЕКОМ в полном и настоящем смысле этого слова.

К слову, взятая, сама по себе, нравственность, есть качество совершенно необходимое для любого человека и весьма желаемое. А вот сама нравственность конечно же нуждается в волевом дополнении. В утверждении энергией проявления развитых волевых качеств личности человека.

Воспитание и развитие воли

Воспитание воли представляет собой воспитание волевых качеств личности человека, моральных качеств, способности как можно более длительно удерживать свое внимание на выбранной деятельности.

Это целый комплекс личностных качеств. Выделим следующие:

  1. Выдержка.
  2. Терпение.
  3. Самообладание.
  4. Настойчивость и упорство в достижении поставленной цели.

Существуют различные взгляды по вопросам воспитания воли. Но, необходимо к этому вопросу подходить не односторонне, когда только формируют моральный компонент или когда упор делают только на волевое усилие. Даже, воспитание воли - это не только одно лишь развитие волевых качеств человека.

Так же, волю нельзя представлять себе только как материальное образование. Воля - это комплекс. Воля - это и ум, и тело, и энергия.

Особенно необходимо научиться длительному удерживанию острия своего внимания на выбранной цели. Нужно постоянно тренировать свое внимание. Это основное условие в воспитании воли. Это можно охарактеризовать, как действительное выполнение того, что было намечено. Можно отметить еще и так: возможно максимальная сосредоточенность сознания на том, что мы в настоящий момент делаем.

Одно из заблуждений, которое может быть в сознании человека - это понимание процесса воспитания воли, как учения чего-то хотеть или не хотеть. Тогда, вместо развития силы воли, человек просто учиться подавлять свои желания. Это приводит к возрастанию нервно-психического напряжения, хроническому стрессу. Поверьте, если человек может длительно сидеть на диете, голодать и тому подобное, то это далеко не всегда может приводить к положительным результатам. Желания человека должны быть правильно поняты, проанализированы. У любого человека внутри целый банк желаний. Они должны быть должным образом рассмотрены и, скажем так, безопасным способом разряжены и выведены из организма. Это большая тема, которая будет позднее подробным образом рассмотрена. А пока...

Если человек подвержен каким-либо дурным привычкам, то вовсе необязательно у него изначально слабая воля. Иногда бывает даже и так, что чем более выражена привязанности у человека к чему-либо, тем более у него и развита воля. Может быть потому, что Бог не по силам испытания не дает? У волевых людей и препятствия будут посерьезней в жизни.

Воспитание воли представляет собой сознательное управление своими поступками, которые, в дальнейшем, именуются уже не простыми поступки, а сознательными действиями.

Развивать волю нужно не абстрактно, не оторвано от реальности. То есть, когда мы сидим в углу и делаем вид, что развиваем волю, она воспитываться не будет. Мы должны быть искренними по отношению к самим себе. Если желания нет. Пыла нет. Стремления, тем более нет. Тогда нужно отвлечься и сделать что-нибудь действительно полезное по хозяйству.

Воспитание-и-развитие-воли

Воспитание и развитие воли чрезвычайно необходимо для борьбы с алкоголизмом.

Естественно, что у разный людей по разному проявляется степень силы воли. Кто-то ставит цели и идет к ним не спотыкаясь. Кто-то - останавливается на каком-либо препятствии. А есть люди, которые по жизни расхлябаны и безответственны.

Для того, чтобы воля работала и развивалась, необходимы и преграды и разного рода препятствия. Воля появляется и проявляется, когда возникают трудности на пути к поставленной цели. Трудности могут быть внешние, например, физические свойства вещей, противодействие стороннее от других людей. Внутренние препятствия - это усталость, болезнь, отношения. Воля создает усилие и тонус для преодоления препятствий.

Воля - это самоконтроль личности. Воля воспитывается и развивается вместе с человеком.

Воля - это то, что нужно для того, чтобы регулировать свои побуждения, влечения, поведение. Она необходима для изменения образа жизни у любого человека, особенно, страдающего алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией.


Какие же развивать волевые качества в личности человека?

Некоторые психологи и педагоги утверждают, что те профессии и виды спорта, которые отличаются своей экстремальностью и низким уровнем безопасности, вырабатывают и развивают качества воли в личности человека. Что, как бы, через притупление чувства страха тренируется и воля. Но, в научных исследованиях этого не было подтверждено.

Наверное, гораздо правильнее и полезнее будет начать воспитание и развитие воли и ее качеств при помощи различных психорегулирующих тренировок - от простого внушения до физических упражнений, от простых частных методик к более сложным. Комбинируя, или синтезируя различные методы общего развития личности. Останавливаясь и выбирая для самого себя индивидуально что-то наиболее существенное и подходящее.

Воспитание воли процесс непростой, но, в тоже время, посильный для любого человека.

Воспитание уверенности

Педагоги и психологи в старших школьных классах добивались у учащихся увеличения и закрепления чувства уверенности следующими способами (речь идет о изучении учащимися сложных физических упражнений):

  1. Постепенное увеличение сложностей, которые необходимо было преодолеть.
  2. Анализ упражнений, разбиение на отдельные фрагменты сложных упражнений, а так же выполнение их в более простых условиях либо при сторонней помощи.
  3. Изучение отдельно специальных элементов упражнений, а также подготовительных упражнений и приемов, кои создают уверенный настрой при выполнении уже основного упражнения.
  4. При разучивании элементов упражнений использовали страховку.
  5. Включение ключевых элементов повышенной сложности из упражнений в соревнования.
  6. Психологическая поддержка учащихся и заострение их внимания исключительно на аспекте их победы и их обязательно успешного результата при выполнении сложных упражнений.

Формирование целеустремленности и настойчивости

Такое качество, как настойчивость, развивается тем, что мы учимся доводить до завершения вполне посильные задачи в своей жизни. И хорошо, когда она начинает воспитываться еще до школы. Нужно учиться не опускать руки, когда возникают препятствия на пути нашего следования к своей цели. Выработанное качество и есть целеустремленность.

Развитие таких волевых качеств личности начинаются с того, как мы выполняем семейные поручения, задания в школах, институтах, на работе.

Конечно, наша духовная работа над собой не должна идти через увеличения нервно-психического напряжения и заканчиваться перенапряжением и стрессом. Но в повседневной рутине необходимо находить положительные стороны, культивировать оптимизм, относиться ко всему проще и, если возможно, с юмором. Смотреть в будущее с оптимизмом.

Цели всегда лучше делать конкретнее. Конечно, в жизни порою бывают неопределенности. Неопределенности не должны угнетать, напротив - стимулировать новые варианты решения возникающих проблем.

У человека, который развивает волевые качества своей личности, должно иметься чувство долга и ответственности. Иначе он может превратиться в настойчивого и целеустремленного эгоиста.

Воспитание дисциплинированности

Понятно, что без самодисциплины волевые качества личности воспитаться на могут. Можно предпринять следующее:

  1. Стремиться к адекватной самооценке.
  2. Не уходить в самобичевание, если что-то пошло в жизни не так.
  3. Принимать себя таким каким мы есть и, в тоже время, стремиться быть еще лучше.
  4. Не давать такие обещания, кои не будут выполнены. А если обещание дано, то его следует выполнить.
  5. Вовремя ходить на работу, на встречу, в школу и т. п.

Развитие самостоятельности

Для того, чтобы развить это волевое качество личности, необходимы следующие условия. Конечно, самостоятельность как качество человека существует не само по себе, а применительно к какой-либо деятельности. Тогда здесь будет нужно следующее:

  1. Накопление умений и знаний для какого-либо дела, чтобы быть самостоятельным в его выполнении.
  2. Желателен учитель для изучения какой-либо деятельности, но такой, чтобы не препятствовал развитию инициативы ученика.
  3. И - интерес к выполняемой работе.

Развитие решительности

Решительность рождается из чувства уверенности в своих силах. Когда мы уже проходили трудные ситуации, когда нам приходилось уже решать подобные проблемы, когда мы бодры и обязательно физически подготовлены (в плане просто поддержания гибкости наших суставов по утрам в виде утренней гимнастики), наша внутренняя решимость не заставит себя долго ждать. Все это очень важно для преодоления любой болезни и борьбы с алкоголизмом.


Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий