Правовые основы противодействия коррупции
Коррупция

Основы противодействия коррупции


    Существуют определенные правовые основы противодействия коррупции в России и системы безопасности в 2017 году, которые мы рассмотрим согласно рекомендациям по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях, организациях и  предприятиях. Данные рекомендации подготовлены отделом правового и кадрового обеспечения комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 01 февраля 2016 года.

    В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона "О противодействии коррупции" организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

    Мероприятия по предупреждению коррупции

    Меры, предупреждающие коррупцию, принимаемые в учреждениях, могут включать:

    1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
    2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
    3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
    4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников предприятия;
    5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
    6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    При разработке и принятии мер по противодействию коррупции нужно руководствоваться Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях от 08 ноября 2013 года (далее – Методические рекомендации Минтруда России, их скачать в формате docx можно здесь…).

    В Методических рекомендациях Минтруда России отражены основные термины и определения (использовать с учетом изменений законодательства 2014-2015 гг.), ответственность юридических и физических лиц, основные принципы противодействия коррупции, общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, нормативное правовое обеспечение, процедуры и механизмы, которые могут быть внедрены в учреждении в целях предупреждения и противодействия коррупции;

    1. Определение должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений

    Лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений назначается приказом директора, им может быть заместитель директора, руководитель структурного подразделения, специалист, непосредственно подчиняющийся директору, либо сам директор (в случае отсутствия заместителя директора и малой штатной численности учреждения).

    Задачи, функции и полномочия должностного лица, ответственного за противодействие коррупции, должны быть четко определены. Они могут быть установлены в антикоррупционной политике учреждения и должностной инструкции ответственного работника.

    Примерный перечень обязанностей должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений указан в пункте 2 раздела IV Методических рекомендаций Минтруда России.

    2. Сотрудничество организации с правоохранительными органами

    Формы сотрудничества с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции отражены в пункте 9 раздела IV Методических рекомендаций.

    3. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации

    В этих целях необходимо разработать и утвердить:

    4. Кодекс этики и служебного поведения

    Кодекс этики служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания утвержден приказом Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания".

    Необходимо ознакомить (под роспись) работников организации с Кодексом, а также обеспечить свободный доступ к Кодексу, посредством его размещения на информационном стенде предприятия.

    5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

    Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников учреждения является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.

    Конфликт интересов может принимать множество различных форм. В Приложении 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов.

    Учреждению рекомендуется разработать памятку о типовых ситуациях конфликта интересов, отражающих специфику его деятельности и порядке их урегулирования.

    Положение о конфликте интересов - это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:

    • цели и задачи положения о конфликте интересов;
    • используемые в положении понятия и определения;
    • круг лиц, попадающих под действие положения;
    • основные принципы управления конфликтом интересов в организации;
    • порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;
    • обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;
    • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;
    • ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

    Более подробные рекомендации по разработке положения о конфликте интересов даны в пункте 4 раздела IV Методических рекомендаций Минтруда России.


    Кроме того необходимо разработать и утвердить положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и её состав.

    Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

    В состав комиссии, как правило, включаются независимые эксперты – представители общественных, профсоюзных, научных, образовательных организаций.

    В положении о комиссии по урегулированию конфликта интересов следует отразить: основные задачи комиссии; основания для проведения заседания комиссии; порядок образования комиссии, порядок поступления информации в комиссию, порядок работы комиссии порядок принятия решения комиссией.

    6. Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов

    Обеспечить недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов возможно посредством организации внутреннего контроля и аудита. Основные направления внутреннего контроля и аудита отражены в пункте 7 раздела IV и таблице 1 Методических рекомендаций Минтруда России.

    Со всеми нормативными актами по вопросам профилактики и противодействия коррупции работников необходимо ознакомить под роспись, и обеспечить к ним свободный доступ.

    В целях обеспечения эффективного исполнения обязанностей работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения.

    Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

    Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:

    • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
    • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
    • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/ лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/ руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
    • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/ лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/ руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
    • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

    Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий работников: руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

    Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

    В этой связи, как общие, так и специальные обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, рекомендуется включить в должностные инструкции и трудовые договоры работников учреждения.

    При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренных Трудовым кодексом Российской федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

    Нормативное правовое обеспечение

    • Трудовой кодекс Российской Федерации;
    • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
    • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
    • Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 19), Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности";
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации";
    • Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях 8 ноября 2013 г.