Рекомендуем

Рубрики

Коррупция, противодействие

Основы противодействия коррупции

Правовые основы противодействия коррупции

Существуют определенные правовые основы противодействия коррупции в России и системы безопасности в 2017 году, которые мы рассмотрим согласно рекомендациям по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях, организациях и  предприятиях. Данные рекомендации подготовлены отделом правового и кадрового обеспечения комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 01 февраля 2016 года.

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.


Мероприятия по предупреждению коррупции

Меры, предупреждающие коррупцию, принимаемые в учреждениях, могут включать:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников предприятия;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

При разработке и принятии мер по противодействию коррупции нужно руководствоваться Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях от 08 ноября 2013 года (далее – Методические рекомендации Минтруда России, их скачать в формате docx можно здесь…).

В Методических рекомендациях Минтруда России отражены основные термины и определения (использовать с учетом изменений законодательства 2014-2015 гг.), ответственность юридических и физических лиц, основные принципы противодействия коррупции, общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики, нормативное правовое обеспечение, процедуры и механизмы, которые могут быть внедрены в учреждении в целях предупреждения и противодействия коррупции;

1. Определение должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений

Лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений назначается приказом директора, им может быть заместитель директора, руководитель структурного подразделения, специалист, непосредственно подчиняющийся директору, либо сам директор (в случае отсутствия заместителя директора и малой штатной численности учреждения).

Задачи, функции и полномочия должностного лица, ответственного за противодействие коррупции, должны быть четко определены. Они могут быть установлены в антикоррупционной политике учреждения и должностной инструкции ответственного работника.

Примерный перечень обязанностей должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений указан в пункте 2 раздела IV Методических рекомендаций Минтруда России.

2. Сотрудничество организации с правоохранительными органами

Формы сотрудничества с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции отражены в пункте 9 раздела IV Методических рекомендаций.

3. Разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации

В этих целях необходимо разработать и утвердить:

4. Кодекс этики и служебного поведения

Кодекс этики служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания утвержден приказом Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания».

Необходимо ознакомить (под роспись) работников организации с Кодексом, а также обеспечить свободный доступ к Кодексу, посредством его размещения на информационном стенде предприятия.


5. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников учреждения является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов может принимать множество различных форм. В Приложении 3 к Методическим рекомендациям Минтруда России содержится примерный перечень возможных ситуаций конфликта интересов.

Учреждению рекомендуется разработать памятку о типовых ситуациях конфликта интересов, отражающих специфику его деятельности и порядке их урегулирования.

Положение о конфликте интересов — это внутренний документ организации, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей. При разработке положения о конфликте интересов рекомендуется обратить внимание на включение в него следующих аспектов:

  • цели и задачи положения о конфликте интересов;
  • используемые в положении понятия и определения;
  • круг лиц, попадающих под действие положения;
  • основные принципы управления конфликтом интересов в организации;
  • порядок раскрытия конфликта интересов работником организации и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов;
  • обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов;
  • определение лиц, ответственных за прием сведений о возникшем конфликте интересов и рассмотрение этих сведений;
  • ответственность работников за несоблюдение положения о конфликте интересов.

Более подробные рекомендации по разработке положения о конфликте интересов даны в пункте 4 раздела IV Методических рекомендаций Минтруда России.


Кроме того необходимо разработать и утвердить положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов и её состав.

Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В состав комиссии, как правило, включаются независимые эксперты – представители общественных, профсоюзных, научных, образовательных организаций.

В положении о комиссии по урегулированию конфликта интересов следует отразить: основные задачи комиссии; основания для проведения заседания комиссии; порядок образования комиссии, порядок поступления информации в комиссию, порядок работы комиссии порядок принятия решения комиссией.

6. Недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов

Обеспечить недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов возможно посредством организации внутреннего контроля и аудита. Основные направления внутреннего контроля и аудита отражены в пункте 7 раздела IV и таблице 1 Методических рекомендаций Минтруда России.

Со всеми нормативными актами по вопросам профилактики и противодействия коррупции работников необходимо ознакомить под роспись, и обеспечить к ним свободный доступ.

В целях обеспечения эффективного исполнения обязанностей работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения.

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников организации или специальными, то есть устанавливаться для отдельных категорий работников.

Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/ лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/ руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя/ лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/ руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для следующих категорий работников: руководства организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.

Исходя из положений статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

В этой связи, как общие, так и специальные обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции, рекомендуется включить в должностные инструкции и трудовые договоры работников учреждения.

При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренных Трудовым кодексом Российской федерации, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Нормативное правовое обеспечение

  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (статья 19), Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»;
  • Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции в учреждениях 8 ноября 2013 г.

Добавить комментарий

Нажмите здесь, чтобы оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.