Эффективное воспитание в семье и профилактика жестокого обращения с ребенком
Семья

Эффективное воспитание в семье, профилактика жесткого обращения с детьми

Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное, школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Правила эффективного воспитания

Для того чтобы воспитание в семье было более эффективным необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Ребенка следует любить таким, каков он есть.
  2. Для ребенка важны не слова, а то, с какой интонацией они были сказаны.
  3. Необходимо знать особенности возраста, что поможет избежать извечного конфликта «отцы и дети» и даст возможность выбрать оптимальные методы воспитания.
  4. Важно уметь слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов.
  5. Нужно научиться правильно наказывать ребенка за совершенный поступок, не унижая его личность.
  6. Прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес ребенка, нужно его выслушать, понять причины, не бояться «потерять лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка.
  7. Стремиться быть примером своему ребенку.
  8. Детям не нужен тотальный контроль, им необходимо искреннее соучастие родителей в их жизни.
  9. Необходимо чаще говорить с детьми о жизни, об ошибках, так как никто от них не застрахован.
  10. Нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями с самим собой.

Одна из основных предпосылок здорового душевного развития ребенка заключается в том, чтобы он рос в эмоционально теплом и стабильном окружении. На первый взгляд это кажется очевидным и легко достижимым. Но все-таки, чтобы эти два условия выполнялись, надо их как следует обдумать, иногда и приложить немало сил к их выполнению.

Современная реальность такова, что лишь половина женщин имеют семью.

Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Вместе с возросшей самостоятельностью женщины, с ее стороны повысилась требовательность к супругу, характеру взаимоотношений, усилилась тенденция занять главенствующее положение в семье. Брак стал менее устойчивым.

Но, тем не менее, возникло неверное, распространенное представление о возможности освобождения женщины от воспитания собственных детей. В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейшей обязанности воспитания детей.

Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения. Сложилась какая-то убогая точка зрения: «Жизнь научит!» или «Вот пойдешь в ПТУ, там ей (ему) покажут». Чему научат? Что покажут? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.

Мысль об определяющей роли среды в воспитании справедлива, хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.

Влияние воспитания на развитие личности

Решая вопросы воспитания, следует помнить, что существует немалое количество моделей воспитания, которые зависят от средств, целей и форм предполагаемого воздействия на личность. Например, существует религиозное и светское, демократическое и авторитарное, интернациональное и национальное и так далее.

Главным остается вопрос цели воспитания. Не осознавая его целостной задачи, невозможно правильно воспитать ребенка. Л. Н. Толстой полагал, что любое вмешательство в жизнь ребенка может иметь смысл только в том случае, если оно способствует развитию индивидуальности, раскрытию талантов и устранению любых факторов, препятствующих гармоничному внутреннему развитию.

Работа над собой, помощь в процессе становления личности человека — вот задачи воспитания в семье. Если в результате человек находит себя в окружающем мире, а не беспрерывно ограничивается жестким воздействием, от воспитания будет толк.

Задачи семейного воспитания

Важнейшей задачей семейного воспитания является подведение ребенка в самостоятельной работе над собой на протяжении всей жизни, к умению пользоваться даром внутренней свободы. Нередко родители, ограничивая свободу ребенка, оказываются правы, но они должны помнить, что искусственно усиливать давление не нужно: такое воздействие имеет смысл только в том случае, если обучает ребенка владеть собственной свободой и ценить ее, а также в полной мере контролировать свои силы. Задачи воспитания не так просты — взять, например, вопрос дисциплины. Если ребенка с детства приучили к тому, что у него есть много прав, но нет никаких обязанностей, это не только говорит о неумении родителей воспитывать, но также способно привести к сложностям в самостоятельной жизни ребенка в будущем.

Место дисциплины в воспитании

Обучение дисциплине начинается с первых дней жизни — в этом заключаются основные задачи нравственного воспитания. Необходимо четко разграничить, что дозволено, а что нет — за что накажут всегда, а не под плохое настроение воспитателя. Задача семьи — приучить ребенка к его обязанностям с самого детства. Никогда не задумывались, почему сейчас большая часть молодежи склонна к легкому, зачастую даже преступному заработку? Это все последствия неправильного воспитания: в детстве этих людей не обременяли трудами и заботами, полностью их обеспечивая. Если ребенку все позволено, и при этом он ни за то не несет ответственности, он со временем начинает «командовать» своими родителями.

Задачи воспитания состоят в том, чтобы разграничить принятие дисциплины и обязательных правил и попытки навязать ребенку свой взгляд на мир, свои вкусы, настроения, чувства и переживания. Важно, чтобы перед глазами был хороший пример: семья должна следовать единым правилам. Также важно, чтобы родители стремились понять точку зрения своего ребенка, его интересы и вкусы. У каждого в семье должны быть свои обязанности, которые способны закрепить в человеке чувство собственной значимости, чувство ответственности. Также задачи воспитания состоят в том, чтобы создать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Очень важно вовремя определить таланты ребенка и его слабые стороны, ведь нередко какое-то дарование ребенка, лежащее на поверхности, заслоняет основное. К примеру, дающее быстрые результаты сочинение стихов может отвлечь ребенка от таящегося в нем исследовательского таланта. Для выявления и развития последнего необходима долгая и кропотливая работа, но детям свойственно отдавать предпочтение боле легким путям. Однако задачи умственного воспитания не стоят на первом плане. Куда важнее воспитать из ребенка личности, а не ученого. Важно не то, до каких высот взлетит в будущем карьера ребенка, а то, каким он станет человеком.

Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями.

Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и страха атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Характер этой семейной атмосферы определяется, прежде всего, тем, как члены семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь, и где все трудности преодолеваются с помощью всех членов семьи. И, несмотря на потери и кризисные ситуации, которые приходится, переживать и преодолевать семье, приспосабливаясь к новым общественным условиям, значение ее не исчезает, а скорее даже возрастает.

Нет никаких сомнений в том, что семья, как правило, является лучшей средой для воспитания детей, а часто и прочным эмоциональным "убежищем" для взрослых. Усилия помочь семье в решении ее экономических, социальных и других проблем являются в настоящее время более уместными, чем разговоры, осуждающие семью как изживший себя и устаревший институт.

Однако нельзя проходить мимо тяжелого нравственного ущерба, наносимого ребенку постоянными ссорами, грубостью, упреками, взаимными обвинениями родителей.

Любой ценой сохранить семью ради ребенка - это не всегда лучшее решение для детей. Развод с договоренностью о взаимных контактах родителей с ребенком может стать разумным выходом из сложной ситуации, часто и ребенок в таких случаях становится более спокойным.

Составные компоненты семейного воспитания:

  • физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма;
  • нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;
  • интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;
  • эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

Основные методы семейного воспитания:

  • убеждение (объяснение, внушение, совет);
  • личный пример;
  • поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
  • наказание (лишение удовольствий).

Факторы выбора методов семейного воспитания детей:

  • Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают.
  • Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов.
  • Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно доминируют практические методы.

Но, к сожалению, внешнее благополучие далеко не всегда является гарантией уважительного отношения к ребенку внутри семьи — нередко насилие, особенно психологическое, применяют к своим детям и вполне образованные люди и, что страшнее всего, не видят в этом ничего плохого или противоестественного. Почему это происходит в семьях, где родители вполне благополучны и дети хорошо организованы? Ответ на этот вопрос может скрываться во внутреннем мире каждого из родителей.

При возникновении проблем, супруги во многих случаях начинают свой негатив и злобу вымещать на детях. Ребенок, который не понимает, в чем он виноват, начинает просто замыкаться в себе, в это время родители, не понимая и не осознавая, что проблема изначально исходила от них начинают еще больше проявлять агрессию в отношении ребенка. В ходе выяснения отношений между супругами начинает проявляться жестокость, агрессия, и даже физическая сила по отношению к ребенку.

Признаки жестокого обращения родителей к детям

Особенности поведения родителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
  • позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • обвинение в травмах самого ребенка;
  • неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
  • обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  • рассказы о том, как их наказывали в детстве;
  • признаки психических расстройств в поведении или проявлении патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность).

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм.

Внешний вид:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);
  • задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста:

Возраст 0 - 6 мес.:

  • малоподвижность;
  • безразличие к окружающему миру;
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
  • редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.

Возраст 6 мес. - 1.5 года:

  • боязнь родителей;
  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • постоянная беспричинная настороженность;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
  • испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5 - 3 года:

  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессии до безучастности.

Возраст 3 года - 6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;
  • склонность к поджогам;

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки (попытки самоубийства);
  • делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение;
  • употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие.

Дети дошкольного возраста:

  • ночные кошмары;
  • страхи;
  • регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для младшего возраста);
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
  • открытая мастурбация;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего дошкольного возраста:

  • низкая успеваемость;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
  • ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:


  • депрессия;
  • побеги из дома или институциональных учреждений;
  • низкая самооценка;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • сексуализированное поведение;
  • употребление наркотиков или алкоголя;
  • проституция или беспорядочные половые связи;
  • жалобы на боли в животе.

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить - эмоциональное насилие: задержка физического и умственного развития;

  • нервный тик;
  • энурез;
  • печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология)
  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие над детьми:

  • нежелание утешить ребенка, который, действительно, в этом нуждается;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное оскорбление ребенка;
  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • негативная характеристика ребенка;
  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:

  • постоянный голод и/или жажда;
  • кража пищи;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе - внимание взрослых;
  • требование ласки и внимания;
  • подавленное настроение, апатия;
  • пассивность;
  • агрессивность и импульсивность;
  • деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • неразборчивое дружелюбие;
  • регрессивное поведение;
  • мастурбация;
  • трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
  • низкая самооценка.

Факторы риска жестокого обращения с детьми

Факторами риска жестокого обращения с ребенком считаются:

  • неполная или многодетная семья, а также та, в которой постоянно возникают конфликты между родителями;
  • семьи с приемными детьми;
  • наличие в семье больного алкоголизма или наркоманией;
  • социальная изоляция семьи, специфические культурные или религиозные факторы;
  • стрессы, ставшие следствием безработицы, финансовых трудностей, смерти или потери близкого человека, супружеских конфликтов, чрезмерной занятости взрослых;
  • использование физического и психического насилия в качестве наказания;
  • юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
  • низкий уровень образования и недостаточный профессионализм родителей;
  • статус беженцев в результате межнациональных конфликтов.

Факторы риска, характеризующие особенности детей - жертв насилия:

  • нежеланный ребенок;
  • наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
  • низкая масса тела при рождении, недоношенность;
  • врожденные уродства;
  • нелюбимый ребенок в семье;
  • сходство с нелюбимым родственником;
  • нарушения в поведении ребенка, включая гиперактивность;
  • «трудный» ребенок;
  • высокоодаренный или талантливый ребенок.

Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?

  • Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.
  • Ребенок становится жестоким.
  • Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших.
  • Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома.
  • Не доверяет взрослым.
  • Не может объяснить свои физические потребности.

Профилактическая работа с родителями и педагогами предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактическую работу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог. Данную работу необходимо разделить на несколько этапов.

Организационная работа:

  1. проведение тематических педагогических советов;
  2. планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
  3. составление социального паспорта класса, школы;
  4. ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;
  5. посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;
  6. выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  1. анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;
  2. проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;
  3. анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;
  4. заполнение личной карточки учащегося;
  5. посещение семей;
  6. работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;
  7. работа со специалистами из ЦРБ.

Профилактическая работа со школьниками:

  • правовая просвещенность несовершеннолетних;
  • индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель,
  • школьная медсестра, администрация школы);
  • использование интерактивных методов воспитания;
  • тренинговые занятия для школьников;
  • игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;
  • вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:

- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

- охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;

- оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

  • организация консультаций специалистами;
  • оказание психологической помощи.

Профилактическая работа с родителями:

  1. правовая просвещенность родителей;
  2. выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутри школьный контроль;
  3. посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;
  4. проведение родительского всеобуча по темам:

«Профилактика жестокого обращения в семье» «Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего» «Создание эмоционального поля во взаимоотношениях»

«Права и обязанности семьи»

«Причина детских суицидов»

«Профилактика правонарушений и преступлений

«Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних»

«Профилактика неблагоприятных взаимоотношений в семье и обществе»

«Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи».

  1. организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;
  2. организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы

Детский телефон доверия 8-800-2000-122.

Оптимальной защитой детей от насилия становится обращение в органы опеки и попечительства, а также в инспекцию по делам несовершеннолетних.

В обязанности уполномоченных органов входит проведение тщательной объективной проверки условий жизни ребенка, по результатам которой может быть принято одно из следующих решений:

  1. передача материалов в полицию или прокуратуру для решения о возбуждении дела в отношении родителей или других членов семьи за жестокое обращение с детьми.
  2. направление в прокуратуру заключения о целесообразности лишения родителей родительских прав (или ограничения в правах) и передаче ребенка на попечение другим родственникам или в специализированное детское учреждение;
  3. вынесение родителям предупреждения и постановка семьи на контроль с последующими систематическими проверками (как правило, при этом выдается предписание об изменении образа жизни — например, об обязательном трудоустройстве, прохождении лечения от алкогольной или наркотической зависимости, недопустимости применения к ребенку любого рода насилия).

Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление

Жестокое обращение с детьми в России неизменно влечет наступление ответственности — уголовной, гражданско-правовой или административной. Так, в соответствии со статьей 156 УК РФ, родителям или лицам, призванным заменять их в силу закона, за применение насилия к ребенку грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет либо уплата крупного штрафа.

Эта норма в равной степени распространяется также на педагогов, воспитателей или сотрудников учреждений, осуществляющих надзор за детьми, оставшимися без попечения родителей (детские дома, дома ребенка, приюты и пр.).

Лишение родительских прав(ст. 69 Семейного кодекса РФ). Эта мера может быть необратимой: с появлением в России элементов ювенальной юстиции процедура восстановления в родительских правах стала гораздо сложнее, нежели процедура по их лишению.

Вопреки распространенному мнению, доказать применение насилия к ребенку вполне возможно, даже если последний это отрицает: плановый медицинский осмотр, появление в детском учреждении с явными следами побоев, показания соседей — этого более чем достаточно для привлечения родителей к ответственности.

Сложнее обстоят дела с доказыванием насилия психологического характера, однако и в этом случае способы есть: патологические изменения эмоционального состояния ребенка являются бесспорным основанием для проведения проверки со стороны представителей органов опеки и попечительства.

Мониторинг поступающих в полицию заявлений о без вести пропавших несовершеннолетних (в том числе связанных с постоянным длительным отсутствием дома);

Содействие в трудоустройстве членов малообеспеченных семей и организации их лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы! В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни...

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.
  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.
  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.
  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.
  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.
  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.
  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.
  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
  13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна
  14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.
  16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.
  17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Эмоциональное насилие - длительная неадекватная реакция взрослых в ответ на экспрессивное поведение ребенка.

Психологическое насилие - длительное неадекватное поведение взрослых, подавляющее личность ребенка, его творческий и интеллектуальный потенциал.

Примеры эмоционального и психологического насилия: запугивание ребенка

  • ему внушают страх с помощью действий, жестов, взглядов,
  • используют для запугивания свой рост, возраст,
  • на него кричат,
  • угрожают насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).
  • использование силы общественных институтов - религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
  • использование изоляции - контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • используют его в качестве доверенного лица,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому).

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

  • угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),
  • угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.
  • используют свои привилегии: обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,
  • отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе: о посещениях его родителями, опекунами, ребенка перебивают во время разговоров.

Формы эмоционального, психологического и экономического насилия часто возводятся в ранг "системы воспитания", и бывает очень трудно скорректировать такую позицию людей, долг которых - забота, защита, опека, руководство, помощь и товарищество (это то, что должно вкладываться в понятие "воспитание").

Родителям о наказании

  • Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.
  • Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.
  • Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
  • Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
  • Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.
  • У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть,- как сразу возникает конфликт.
  • Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.
  • Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

  • Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.
  • Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.
  • Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь - подождите, пока проступок повторится.
  • Наградами. Они более эффективны, чем наказание

Видео по теме

Социальный видеоролик: Профилактика жестокого обращения с детьми

Тимур Игзамов - психолог. Чегмагушевский социальный приют  - номинация: "Социальный видеоролик по профилактике  жестокого обращения с детьми в семье, в рамках реализации подпрограммы "Мы защитить сумеем детство!"

Источник: материалы http://dondsc9.edusite.ru/DswMedia/lekciidlyaroditeley.pdf